Амурская железная дорога

Казённая железная дорога, конечный участок Транссибирской магистрали, построенная в 1906 - 16. Проходила по территории Забайкальской и Амурской обл. Способствовала развитию золотодобывающей промышленности, лесоразработок, рыбного и пушного промыслов. Основные участки: Куэнга - Урюм (193 версты, 1907-11), Урюм - Керак (597 вёрст, 1909-13), Керак - Дея с веткой на Благовещенск (641 верста, 1911-15), Дея - Хабаровск (454 версты, 1915-16). Общая протяжённость к 1916 достигла 1996 вёрст.

Изыскательские работы велись в 1894 - 1895 на северном участке под руководством инженера В. У. Савримовича; в 1906 - 07 на западном и восточном участках - инженера Ф. Н. Дроздова и Е. Ю. Подруцкого. Строительство осуществлялось в трудных климатических условиях, в районах вечной мерзлоты, в малонаселённой местности. Руководили работами инженеры Подруцкий, А. В. Ливеровский, В. В. Трегубов. На прокладке дороги было занято (1910) до 20 тыс. строительных рабочих из Центральных губерний России и Сибири.

Специальным постановлением правительства запрещалось привлекать иностранных рабочих. На Амурской железной дороге построены уникальные искусственные сооружения, в т. ч. крупнейший в России мост через р. Амур, проект которого разработал Л. Д. Проскуряков; первый в мировой практике тоннель в вечномёрзлом грунте с применением теплоизолирующего слоя между обделкой тоннеля и породой; применён способ образования в условиях минусовых температур опоры моста из бетона с использованием его подогрева (предложение Ливеровского). На дороге были построены станционные здания и вокзалы, железнодорожные мастерские (на ст. Зилово и Укурей); через р. Амур функционировала железнодорожная паромная и ледовая переправы (до введения в эксплуатацию моста). Дороге принадлежал пароход. Пропускная способность Амурской железной дороги - 9 пар поездов в сутки.

На дороге были открыты начальные школы и больницы (на ст. Сбега, Ксеньевская, Могоча, Амазар, Уруша). Находилась в ведении МПС; управление в Хабаровске. В 1922 Амурская железная дорога передана НКПС. На начало 1991 осн. линии в составе Забайкальской железной дороги и Дальневосточной железной дороги.