Китайско-Восточная жел. дорога

Железнодорожная магистраль, проходившая по территории Северо-Восточного Китая и включавшая главную линию, соединявшую Забайкальскую железную дорогу и Уссурийскую железную дорогу Транссибирской магистрали на территории России и Южную линию (Харбин - Дальний с ветвями). Построена в 1897-1903 по соглашению между Россией и Китаем. Проходила по территории Маньчжурии (первый участок назван Маньчжурской железной дорогой). Основные линии: Маньчжурия - Харбин (движение открыто в 1899); Харбин - Пограничная, Харбин - Куаньченцзы (1901); Харбив - Дальний с ветками: Наньгауньлин - Порт-Артур, Дафаншэнь - Далявьван, Харбин - Пристань, Дашнцяо - Инкоу, Джалайорская и Янтаиская (1903). Протяжённость (1913) - 2269 вёрст (одноколейная). В соответствии с соглашением между Россией и Китаем для стр-ва дороги было создано Общество Китайско-Восточной железной дороги (капитал в 1900 - 5 млн. руб.). Обществу КВЖД был предоставлен ряд привилегий: "безусловное и исключительное управление своими землями", право сооружения телеграфа; освобождение доходов от налоге, контроль со стороны китайского правительства. Состав управления КВЖД утверждался русским министерством финансов. Правление Общества КВЖД находилось в Петербурге; председатель - с китайской стороны, вице-председатель с русской стороны (С. И. Кербедз в 1896-1903, А. Н. Вентцель в 1903-20); управление дороги - в Харбине.

Рекогносцировочные изыскания проводились в 1895 инженером Н. С. Свиягиным и Г. В. Адриановым. Изыскательские работы велись с 1897 под руководством А. А. Гершова (на участке от русской границы в Забайкалье до отрогов Хингана), И. Л. Просинского (через Хинган), Ф. С. Гиршмана (от восточных отрогов Хингана), С. Н. Хилкова (между pp. Нонни и Сунгари), И. И. Обломиевского (к правому притоку Сунгари р. Муданьцзян), И. П. Бочарова (к русской границе в Приморье). Фактически прокладка дороги началась весной 1898 (под руководством главного инженера А.И. Юговича и его заместителя С. В. Игнациуса). Для строительства были созданы участки, а затем отделения (руководителя работ инженеры Н. Н. Бочаров, Свиягин, Гиршман, Хилков). На дороге возведено 1464 моста, проложено 9 тоннелей, в т. ч. двухпутный Хинганский тоннель длиной 1443 сажени (руководитель Н. Н. Бочаров). Движение по КВЖД открыто на всём протяжении в 1903. В эксплуатации находилось 367 паровозов, 2696 товарных и 903 пассажирских вагона. Ремонт подвижного состава осуществлялся в Главных ж.-д. мастерских в Харбине. Общество КВЖД участвовало в оборудовании порта во Владивостоке и организовало при посредстве Русско-Восточно-Азиатского пароходства рейсы к портам Японии, Кореи, Китая; к 1903 владело флотилией из 20 пароходов. В ряде портов Дальнего Востока были устроены склады, конторы, пристани. Общество владело телеграфом, телефонными станциями, лесопильными заводами и лесоразработками, кирпичными заводами, угольными копями, вело разведку полезных ископаемых в Маньчжурии. На дороге построены магазины, больницы, школы, 20 железнодорожных училищ, действовали библиотеки. Выпускалась газета "Харбинский Вестник".

Во время русско-японской войны 1904-05 КВЖД сыграла важную роль в перевозках воинских частей и грузов; пропускная способность дороги увеличилась с 7 до 18 пар поездов в сутки. По Портсмутскому миру 1905 южная ветка КВЖД от Куаньченцзы до порта Дальнего и Порт-Артура перешла к Японии и названа Южно-Маньчжурской железной дорогой. С 1924 КВЖД находилась в совместном управлении СССР и Китая. В 1935 дорога была продана властям Маньчжоу-Го. С августа 1945 по соглашению между СССР и Китаем дорога находилась в совместном управлении с общим названием Китайская Чаньчунская железная дорога. В 1952 безвозмездно передана Китаю.

Лит.: Романов Б. А., Россия в Маньчжурии (1892-1906), М., 1928; Зевзинов Н. А., Китайско-Восточная железная дорога, "Железнодорожный транспорт", 1990, № 4, с. 74-80.