Одесская железная дорога

Пролегает по территории Одесской, Херсонской, Николаевской, Кировоградской, Черкасской и частично Винницкой, Полтавской и Киевской областей Украины. Управление дороги в Одессе. В состав дороги входят отделения: Одесское, Шевченковское, Знаменское, Херсонское. Эксплуатационная длина дороги (1990) - 4242 км. Дорога граничит с рядом дорог: Южной (ст. Гребёнка, Бурты), Приднепровской (ст. Пятихатки-Стыковая, Апостолово, Нововесёлая), Юго-Западной (ст. Вапнярка, Зятковцы), Молдавской (ст. Слободка, Раздельная, Бессарабская). Дорога взаимодействует с морскими портами: Одесским, Ильичёвским, Херсонским, Николаевским, Южным, Белгород-Днестровским и Измаильским и с речными портами: Черкасским, Херсонским и Николаевским, через которые кроме внутренних перевозок осуществляются внешние транспортно-экономические связи с 90 странами. На дороге с 1978 работает первая в стране международная паромная переправа Ильичёвск - Варна (Болгария). Основные узлы: Одесса, Раздельная, Колосовка, Котовск, Вапнярка, Знаменка, Помошная, Долинская, Им. Тараса Шевченко, Христиновка, Херсон, Николаев. Грузовая работа осуществляется на 70% станций дороги, наиболее крупные по грузообороту станции: Одесский узел, Николаев, Херсон, Кировоград, Черкассы.

Одесская железных дорога - одна из старейших железных дорог страны. Впервые вопрос о строительстве железной дороги на Юго-Западе России, которая связала бы Москву и С.-Петербург с Одессой, незамерзающим портом на Чёрное море, рассматривался в Российском правительстве с 1836. В январе 1863 правительство приняло решение о начале строительства железной дороги за счёт казны с использованием 4 рабочих рот солдат. Первые участки Одесса - Балта и Раздельная - Кучурган общей протяжённостью 219 вёрст вступили в эксплуатацию в 1865. Для дороги были построены вагоны и паровозы в Одесских железнодорожных мастерских. В 1865-80-е гг. введены железнодорожные линии, которые связали разрозненные участки небольшой протяжённости в единую сеть; дорога соединилась с существовавшей железнодорожной сетью центра России, получив выход на Киев, Харьков, Петербург, Москву; крупные промышленные и торговые города получили железнодорожную связь с незамерзающими портами на Чёрном море - Одессой, Николаевом, Херсоном. Важное значение для развития дороги имела Бендеро-Галацкая линия протяжённостью 285 вёрст, построенная в рекордно короткие по тем временам сроки - 58 суток. Железнодорожные перевозки положительно повлияли на ход событий в русско-турецкой войне 1878. С 1878 дорога входила в состав Юго-Западных железных дорог. В 1936 по приказу НКПС СССР была организована Одесская железная дорога, в 1953-79 она входила в состав Одесско-Кишинёвской железной дороги, с 1979 вновь выделена в самостоятельную дорогу.

Район, обслуживаемый Одесской железной дорогой, отличается большой насыщенностью железнодорожной сетью (более 3 км пути на 100 км2), грузонапряжённость составляет в среднем 42 млн. т*км/км, экономика района тяготения дороги отличается высоким уровнем развития промышленности и сельского хозяйства. По Одесской железной дороге осуществляются перевозки для машиностроительной, судостроительной, химической, нефтеперерабатывающей, лёгкой и др. отраслей промышленности, а также предприятий многоотраслевой пищевой промышленности (мясо-молочной, консервной, сахарной и др.). В годы Великой Отечественной войны дорога оказалась в районе военных действий. Вместе с моряками и бойцами Приморской армии железнодорожники стали на защиту Одессы. Из железнодорожников Одесского узла был сформирован отдельный железнодорожный батальон в составе 1200 чел., который обеспечил перевозку всего необходимого для защитников города, а также оборудования и грузов в Одесский порт для отправки морем. На трёх доках была организована эвакуация морем паровозов и другого ценного оборудования. Рабочие паровозного депо Одесса-Товарная построили 4 бронепоезда, на которых участвовали в боевых действиях. Во время оккупации на территории дороги развернулось партизанское движение, работало подполье; одесские партизаны провели 172 крупные боевые операции, организовали 27 крушений поездов, подорвали 16 железнодорожных мостов. На Знаменском отделении кировоградские партизаны за период боевой деятельность (сентябрь 1941 - март 1944) пустили под откос 74 железнодорожных эшелона, уничтожили 9 мостов; партизанские отряды действовали на Шевченковском и Помошнянском узлах. В начале 1945 на личные сбережения тружеников дороги была построена эскадрилья боевых самолётов "Железнодорожник Одесской"; часть этих средств пошла на строительство танковой колонны "Железнодорожник Одесской". За время военных действий на территории дороги разрушено более половины станционных и главных путей, ок. 1000 искусственных сооружений, все локомотивные и вагонные депо, почти все вокзалы, сотни жилых домов. Общий ущерб превысил 1 млрд. руб. Разрушенное хозяйство восстановлено после освобождения территории, обеспечены перевозки грузов для армии и развёрнуто строительство и восстановление железнодорожных станций, вокзалов, прокладка новых путей. Из общей эксплуатационной длины около 35% составляют (1990) двухпутные линии, более 30% электрифицировано, примерно 50% оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией. В конце 80-х гг. на дороге к узлам и станциям примыкало почти 1400 подъездных путей промышленных предприятий, доля грузопереработки на которых составляла около 70% от общего объема. Особенность размещения дороги определяет и значительный объём транзитных перевозок (ок. 40% от общего объёма грузооборота). Грузовые перевозки выполняются электрической (48%) и тепловозной (52%) тягой. Дорога обслуживает зоны отдыха, большое число туристских баз и курортно-санаторных учреждений, что обусловливает большой объём пассажирских перевозок, из них около 1/3 приходится на Одесский узел и прилегающую к нему зону. На дороге выдвинуты ценные инициативы, направленные на наиболее эффективное использование грузоподъёмности и вместимости вагонов путём их рациональной загрузки, использования контейнеров, уплотнённой загрузки вагонов и контейнеров, что позволило высвободить до 35 тысяч вагонов в год.

Дорога награждена орденом Ленина (1974).

Лит.: Крылов И. И., Не померкнет никогда, М., 1969; Асмолов А. Н., Фронт в тылу вермахта, 2 изд., М., 1983.