Приволжская железная дорога

Приволжская железная дорога расположена на юго-востоке Европейской части России, в районе Нижней Волги и среднего течения Дона, в основном на территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей. Управление дороги в Саратове. В состав дороги входят отделения: Астраханское, Волгоградское, Саратовское, Ершовское. Дорога связывает между собой промышленные города низовья Волги, является важным транспортным звеном между Центром России и Украиной, Средней Азией и Сибирью. Приволжская железная дорога граничит с рядом железных дорог: Северо-Кавказской (ст. Трусово, Морозовская, Котельниково), Юго-Восточной (ст. Ильмень, Благодатка, Дуплятка), Куйбышевской (ст. Громово, Чагра), Южно-Уральской (ст. Новоперелюбская), а также с железными дорогами Казахстана (ст. Озинки, Аксарайская-2). Эксплуатационная длина дороги составляет 4097 км. Основные узловые станции: Саратов-1, им. М.Горького, Волгоград-1, Астрахань-1, Петров Вал, Волжский, Верхний Баскунчак, Аксарайская-1, Ершов, Балаково, Пугачёвск, Аткарск, Вольск, Анисовка. Дорога образована в 1953 году в результате объединения большинства участков Рязано-Уральской и Сталинградской ж.д. Начало формирования дороги было положено в 1868 году с выдачей правительством под гарантии Саратовского губернского земства, Кирсановского земства и Саратовского городского общества на постройку Тамбово-Саратовской линии протяженностью 340 вёрст. Линия Тамбов - Саратов была открыта в июле 1871 года. В связи с низкой доходностью железная дорога в 1883 году выкуплена в казну, а с 1 апреля 1890 года объединена с Козлово-Тамбовской железной дорогой. В 1862 году завершено строительство железной дороги Царицын - Калач на Дону длиной 73 версты В 1892 году Козлово-Тамбовская, Тамбово-Саратовская и Рязано-Козловская железные дороги были объединены в общество Рязано-Уральской железной дороги. Этим обществом в 1892-1897 годах сооружены линии Тамбов- Камышин, Покровск (ныне Энгельс) - Уральск, Ершов - Николаевск (Пугачёвск), Урбах - Александров Гай, Аткарск - Петровск - Вольск, Красавка - Калининск, Саратов - Нефтяная и другие линии (всего 1900 вёрст). В 1909 году было завершено строительство линии Урбах - Астрахань. В конце 1918 - начале 1919 гг. на дороге проведена уникальная операция по переброске с Балтийского на Каспийское море нескольких подводных лодок, которые были спущены на воду в районе ст. Увек под Саратовом. По Волге подводные лодки достигли Каспийского моря и приняли участие в атаках на корабли английских интервентов. Во время гражданской войны было разрушено и сожжено около 300 крупных железнодорожных объектов, восстановлению подлежало более 62% паровозного парка дороги и 35% - вагонного. После восстановления железнодорожного хозяйства были продолжены работы по укреплению материально-технической базы. К концу 30-х годов оборудован полуавтоматической блокировкой участок Ртищево - Благодатка - Саратов. В 1937 году на ст. Саратов-1 введена электрическая централизация стрелок, появились новые мощные локомотивы и большегрузные вагоны. В 1934 году было закончено строительство нового железнодорожного моста через Волгу близ г. Саратов и ликвидирована паромная переправа Увек - Покровск - Пристань (а зимой переправа по льду). В 1934 году в Саратове в специально построенном новом здании была открыта дорожная школа, где любой желающий мог пройти подготовку по массовым железнодорожным профессиям. В 1936 году на базе Грязе-Царицынской железной дороги к границам, близким к нынешним Волгоградского отделения дороги, создана Сталинградская дорога. В годы Великой Отечественной войны железнодорожники обеспечивали необходимые перевозки для снабжения фронта, особенно в районе Сталинграда. По решению Госкомитета Обороны осенью 1941 года началось строительство линий Ахтуба - Паромная (на месте этой станции ныне располагается порт г. Волжский) и Астрахань - Кизляр с одновременным сооружением паромных переправ через Волгу у Астрахани и Сталинграда. К началу 1942 года был сдан в эксплуатацию участок Паромная - Заплавное, была сооружена переправа, по которой началась передача вагонов из Сталинграда (до 600 ежесуточно). Решающее значение в снабжении Сталинградского фронта войсками, техникой и боеприпасами приобрела линия Урбах - Верхний Баскунчак - Астрахань, для повышения пропускной способности которой за месяц было построено и открыто более 20 новых станций и разъездов. На этом участке было применено караванное движение: поезда шли и днём и ночью с интервалом 5 минут, безопасность движения обеспечивали сигналисты паровозных бригад, которые сидели на передней площадке паровоза и последней тормозной площадке поезда в любую погоду. На фронт было доставлено 300 тысяч вагонов с техникой и боеприпасами. В условиях военных действий в 1942 году построена Волжская рокадная железная дорога, связавшая Саратовский и Сталинградский узлы. Рельсы для дороги были привезены из Сибири с первых довоенных участков БАМ. После разгрома противника в Сталинградской битве 2 февраля 1943 года в короткие сроки (за месяц) было налажено движение поездов из Москвы. Были восстановлены и пущены в эксплуатацию участки: Тундутово (ныне Канальная)- Воропоново (ныне им. М.Горького)- Гумрак, Сарепта - Сталинград-1, Калач - Воропоново - Сталинград-2. В послевоенные годы в регионе дороги бурно развивается промышленность, осваиваются целинные земли. Наряду с восстановлением инвентаря и станций на дороге ведётся усиленная работа по совершенствованию материально- технической базы. В 1948 году начался переход дороги на тепловозную тягу. Первые тепловозы (ТЭ1) поступили в депо Верхний Баскунчак и к середине 1956 года вся заволжская часть дороги была оснащена самыми новыми локомотивами. Лишь к 1964 году на тепловозную тягу полностью перешёл Волгоградский узел. В то время как первый на дороге электрифицированный участок (Сталинград-1 - Тракторная) был сдан в эксплуатацию уже в 1959 году. Первый пригородный электропоезд отправился в путь в 20 декабря 1959 года по маршруту Сталинград-II – Мачтозавод. Электропоездом серии СР-3 управляла локомотивная бригада в составе машиниста Георгия Гришакина и помощника машиниста Григория Кривцова. В 1960 году были электрифицированы участки Мамаев Курган – Тракторная Пасс. и Шпалопропитка – Южная, что позволило пустить электропоезда на данных направлениях. В 1965 году сдан в эксплуатацию электрифицированный участок Волгоград 1 - Волжский. В 1966 году в рамках обновления подвижного состава на Волгоградское отделение поступили первые электропоезда серии ЭР-2, которые работали на постоянном токе и обеспечивали перевозку пассажиров до 2001 года. С 1968 года начинается движение электропоездов в Саратовском узле, а в 1990 году - в Астраханском. Рост технической оснащённости Приволжской железной дороги позволил поднять уровень организации перевозочного процесса. В 1967 году коллектив железной дороги выступил с инициативой о перевозках сверхплановых грузов. В 1969 году на дороге впервые на железнодорожной сети страны прошла проверку и была введена в систему организация движения соединённых поездов: в период ремонтных и строительных работ поезда соединялись по два или три. В середине 80-х годов на дороге практически завершено оснащение участков и перегонов устройствами автоматического управления движением поездов; большинство станций оборудовано электрической централизацией. Основная сортировочная работа ведётся на двух станциях им. М.Горького и Анисовка. На этих станциях внедрён автоматизированный роспуск вагонов и АСУ работой станции. Новые сортировочные системы внедрены также на станциях: Пугачёвск, Аксарайская-2, Верхний Баскунчак, Астрахань-2, Волжский. В 1989 году введён электрифицированный участок Ртищево - Саратов - Анисовка. В 1991 году электрификация завершена на участке Трофимовский-1 - Сенная. С окончанием электрификации участка Сызрань – Саратов – Волгоград – Котельниково – Новороссийск в течение 2000 – 2004 гг. стало возможным расширить зону использования электропоездов. Было открыто движение на участках: Волгоград – Котельниково, Волгоград – Петров Вал и Волгоград – Колоцкий. В 2001 году электрифицирован по системе переменного тока участок Саратов - Петров Вал - Иловля. В 2002 году электрифицирован по системе переменного тока участок Колоцкий - Волгоград - Котельниково. В 2003 году электрифицированы по системе переменного тока участки: Волгоград - Тракторная, Волгоград - Южная и Волгоград - Трубная. Так же в 2003 году начал курсировать первый скоростной электропоезд по маршруту Волгоград – Саратов.