Риго-Орловская железная дорога

Казённая железная дорога, проходившая по территории Лифляндской, Витебской, Курляндской, Ковенской, Могилёвской, Смоленской, Орловской губерний России и связывавшая Центр страны с портами Балтийского моря - Ригой и Либавой. Первой построена в 1858-61 линия Рига - Динабург (с 1893 - Двинск), затем участки Динабург - Витебск (1866), Витебск - Орёл (1868), Торенсберг - Муравьёво (1873), Зассенгоф - Тукум (1877), Витебск - Жлобин (1902). Дорога образована в 1894 при объединении Риго-Двинской, Двинско-Витебской, Орловско-Витебской железных дорог; находилась в ведении МПС; управление в Риге.

Протяжённость (1913) - 1460 вёрст (в т. ч. 739 - двухколейный путь). По дороге осуществлялись крупные экспортные перевозки хлебных грузов (со ст. Орёл, Нарышкино, Хотывец), дров и лесных строительных материалов (со ст. Жуковка, Акуличи, Людинка, Брянск). В подвижном составе 515 паровозов, 13 864 товарных и 819 пассажирских вагонов. Дороге принадлежали железнодорожные мастерские (в Риге, Двинске, Рославле, Орле, Могилёве, Полоцке, Витебске, Смоленске и др.); шпалопропиточный завод, складские помещения (на ст. Рига, Двинск, Рославль, Витебск и др.).

В мае 1918 часть линий передана НКПС; линии Борисово - Рига, Торенсберг - Муравьёво, Зассенгоф - Тукум, Рига - Дамба - Гавань, Рига - Мюльграбен отошли от Советской России к Прибалтийским государствам. После 1945 вошли в общегосударственную сеть железных дорог СССР. По состоянию на начало 1991 основные линии дороги входят в Белорусскую железную дорогу.

Лит.: Краткий исторический очерк объединения и эксплуатации Риго-Орловской железной дороги. 1861-1911, Рига, 1911.