Закавказские железные дороги

Казённые железные дороги, построенные в 1872-1913. Проходили по территориям Бакинской, Тифлисской, Эриванской, Кутаисской, Карской губерний и Елизаветпольской области. Способствовали быстрому развитию нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, марганцеворудной промышленности Закавказья. Значительно влияли на развитие сельскохозяйственного производства в Закавказье, расширяя вывоз продуктов на внутренний и внешний рынок. С постройкой Закавказских железных дорог укрепилось военно-политическое положение России на границах с Турцией и Персией. Основные линии: Поти - Тифлис (движение открыто в 1872), Баку - Тифлис - Батум (1883), Михайлово - Боржом (1894), Тифлис - Карс (1899), Александрополь - Эривань (1902), Улуханлу - Джульфа (1908), Карс - Сарыкамыш (1913). Протяжённость (1913) - 1767 вёрст (одноколейный путь). В подвижном составе 646 паровозов, 13 518 товарных и 568 пассажирских вагонов. В ходе прокладки железнодорожных путей строились мастерские (в Тифлисе, Баку, Елизаветполе, Михайлове, Самтредиа, Александрополе, Нахичевани); возводились искусственные сооружения: 412 мостов, 11 виадуков, 13 тоннелей, в т. ч. 4-километровый тоннель через Сурамский перевал - самый протяжённый в России (открыт в 1890; проект Ф. Д. Рыдзевского, К. Н. Симберга, Н. А. Виноградова, А. Л. Камбиаджио, Ф. Ф. Дарагана; пропускная способность - до 30 пар поездов в сутки), а также Джарджурский тоннель (1,6 км; до 15 пар поездов в сутки). На Закавказских железных дорогах работало 16 школ (ок. 4 тыс. учащихся). Чистый доход - в пределах 5% от осн. капитала (273 млн. руб. в 1913). Дорога передана МПС в 1893. Участки Поти - Тифлис, Баку - Сураханы, Тифлис - Баку, Самтредиа - Батум построены на средства акционерного общества Закавказских железных дорог (устав утверждён в 1873; до 1879 назывался Обществом Поти-Тифлисской железной дороги). После 1889 строительство участков велось за счёт казны. Управление дороги в Тифлисе. Выбиты медали в память сооружения Закавказских железных дорог (1883) и прокладки Сурамского тоннеля (1890).

В 1-ю мировую войну Закавказские железные дороги играли важную роль в снабжении Кавказского фронта и перемещении военных сил. В мае 1918 национализированы и переданы НКПС. По состоянию на нач. 1991 линии дороги в составе Закавказской железной дороги и Азербайджанской железной дороги.

Лит.: Аргутинский-Долгоруков А. М., История сооружения в эксплуатации Закавказской железной дороги за 25 лет ее существования. 1871-1896, Тифлис, 1896; Шанидзе Н. К., Возникновение и развитие Закавказских железных дорог и их влияние на экономику края, Тб., 1968; Сагратян А. Т., История железных дорог Закавказья. 1856-1921, Ер., 1970.